Учебник — это ежедневный выбор. А для нас — профессиональная ответственность
Фото: из открытых источников
Интервью с Дидарой Алиной, генеральным директором издательства Arman-PV
Летние каникулы — пора тишины в школах. Но в издательствах, занимающихся учебной литературой, именно в это время наступает самый напряжённый этап. Пока школьные классы пустуют, в типографиях гудят машины, редакторы проверяют каждое слово, а логисты просчитывают маршруты поставок.
О том, как в Казахстане создаются современные школьные учебники, кто принимает ключевые решения в образовании и почему сегодня у учителя появилась реальная свобода выбора, побеседовали с генеральным директором Arman-PV, Дидарой Алиной.
—Дидара ханым, лето действительно стало самым горячим сезоном в вашей отрасли?
— Безусловно. Это процесс, который требует непрерывной вовлечённости. В этом году мы выпустили учебно-методические комплексы для разных ступеней образования: «Қазақ әдебиеті » и «Физика» для 7 класса, «Русский язык» и «Цифровая грамотность» для начальной школы, а также — материал по предмету «Жаһандық құзыреттер» для 10–11 классов. Сейчас завершается верстка, идёт печать, координируются поставки — каждая минута на счету, ведь книги должны быть в школах уже к началу учебного года.
— Как формируется содержание учебников? Кто определяет, что именно попадёт в книгу?
— Это никогда не бывает решением одного человека или одной инстанции. Да, мы ориентируемся на госстандарты, но содержание учебника рождается только тогда, когда ты понимаешь реальную картину в школе. Что нужно ребёнку? Что уместно в конкретном классе? Что поможет учителю преподнести тему доступно и интересно? Мы обсуждаем это с педагогами, анализируем обратную связь, опираемся на опыт.
— Учебники проходят через несколько уровней экспертизы. Это работает?
— Более чем. Сегодня учебник — целая экосистема: методические рекомендации для учителя, рабочие тетради, цифровые инструменты. Над каждым проектом работает команда: редакторы, методисты, педагоги, дизайнеры, IT-специалисты. Мы всё тестируем, апробируем в школах. Бывает, идея на бумаге кажется идеальной, а в классе — не срабатывает. Тогда возвращаемся, переделываем. Это нормально. Мы за живой, гибкий подход.
— А какова роль Министерства просвещения в этом процессе?
— Учебник не может попасть в школу без одобрения БМСО — Центра экспертизы содержания образования. Но и до этого — мы проводим внутренние редакторские и методические проверки, анализируем язык, структуру, задания. Нам важно, чтобы книга соответствовала возрасту ученика, чтобы её было интересно читать и удобно использовать на уроке.
Иногда хорошая идея страдает от сложной подачи. Мы придаём огромное значение языковому балансу — не перегружать, не упрощать чрезмерно, быть ясными. Это требует мастерства.
— Что включает в себя цифровое сопровождение учебников?
—Мы делаем анимации, интерактивные задания, тексты для аудирования — всё, что может облегчить урок, сделать его современным и интересным. Эти материалы размещаются на нашей платформе ekitap.kz. При этом мы подчёркиваем: учебник остаётся центром. Цифровой ресурс — это поддержка, не замена.
— Правда ли, что теперь авторы участвуют в разработке самой программы?
— Это действительно качественное изменение. Если раньше программа писалась в исследовательских институтах, а авторы адаптировались под неё, то теперь — они работают совместно. Наши авторы учебников участвуют в создании программных основ, входят в рабочие группы при Министерстве и БМСО. Это признание их экспертизы и большой шаг к согласованности всех элементов образования — от программы до страниц учебника.
— Сегодня часто говорят, что учитель сам выбирает учебник. Это так?
—Раньше учебники централизованно определялись сверху. Теперь каждый учитель, каждая школа могут выбрать то издание, с которым удобно и эффективно работать. И это правильно. Учитель знает своих учеников лучше, чем кто бы то ни было. Он понимает уровень, контекст, потребности. Это — осознанный выбор. Мы всегда за то, чтобы этот выбор был обоснован сравнением, анализом, профессиональной ответственностью.
— А если учитель или автор хочет с вами сотрудничать — как он может это сделать?
— Сначала — идея. Мы всегда открыты к предложениям, но важна конкретика: для кого, по какому предмету, в каком формате. К нам обращаются часто, но настоящих, продуманных идей — гораздо меньше, чем кажется. Если вы понимаете, что и для кого пишете, если ваша идея основана на практике — мы обязательно рассмотрим.
— Что, по-вашему, выделяет Arman-PV среди других издательств?
— Во-первых, специализация. Мы уже более 20 лет занимаемся только школьной литературой. Это не просто опыт — это фокус и глубокое понимание. Во-вторых, мы регулярно обновляем авторский пул, работаем с практиками — учителями, которые знают, что происходит в классе. И, в-третьих, мы подходим к учебнику как к комплексному продукту: уделяем внимание не только содержанию, но и методике, графике, дизайну, сопровождению. Для нас учебник — это инструмент мышления.
Комментарии (0)