Как вернуть предоплату за автомобиль, если договор не заключён
Фото: открытый источник
История, которая произошла с жителем Акмолинской области, — наглядный пример того, как важно знать свои права и уметь их отстаивать. Благодаря своевременной правовой консультации ему удалось вернуть предоплату за автомобиль, несмотря на сопротивление со стороны автосалона.
В июне потребитель Н. выбрал автомобиль в одном из автосалонов своего города. Чтобы забронировать понравившуюся модель, сотрудники предложили внести предоплату — 250 000 тенге. Оплата была произведена через мобильное приложение Kaspi, о чём сохранилась электронная квитанция.
Но спустя некоторое время потребитель понял, что не сможет собрать оставшуюся сумму на первоначальный взнос и решил отказаться от покупки. Он обратился в автосалон с просьбой вернуть уплаченные деньги.
Ответ автосалона был категоричен: деньги не возвращаются.
Почему отказ был незаконным
Когда потребитель обратился за разъяснением в Департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Акмолинской области, ему объяснили следующее:
Если между сторонами не был заключён письменный договор, то сумма бронирования автоматически считается предоплатой (авансом), а не задатком. Аванс подлежит возврату, если основная сделка не состоялась.
В случае с задатком:
Он возможен только при наличии основного договора;
Соглашение о задатке обязательно должно быть в письменной форме;
Если письменная форма не соблюдена, задаток считается ничтожным, а полученные средства — подлежащими возврату.
Ни договор, ни соглашение с условиями брони подписано не было. Единственным доказательством была квитанция Kaspi, что юридически недостаточно для удержания средств.
Отказ автосалона возвращать деньги в такой ситуации нарушает статью 862 ГК РК и может быть признан неосновательным обогащением. То есть автосалон удерживал деньги без законных оснований, а значит — незаконно.
Закон «О защите прав потребителей» РК предусматривает обязательный досудебный порядок:
1. Потребитель должен направить претензию продавцу (письменно, по почте или e-mail).
2. Продавец обязан в течение 10 календарных дней предоставить мотивированный ответ.
3. Если ответа нет или продавец отказывается возвращать деньги, можно обращаться в госорганы, занимающиеся защитой прав потребителей, или подавать жалобу через Единую информационную систему.
После обращения и получения правой помощи, потребитель Н. направил претензию в автосалон. В результате аргументированных требований автосалон вернул 250 000 тенге в полном объёме.
Комментарии (0)